Кадровые проверки с применением полиграфа

как мера противодействия коррупции

 

М. В. Субботина

 

профессор кафедры криминалистики ВА МВД России,

доктор юридических наук

 

Государство, разъедаемое коррупцией,

становится нежизнеспособным.

Ему грозит опасность рассыпаться

при первом же серьезном испытании.

Теодор Драйзер

 

На протяжении последнего десятилетия мировое сообщество оценивает Россию как одну из неблагополучных стран мира в плане коррупции, а ее чиновный аппарат – как самый коррумпированный. Согласно шкале восприятия коррупции Россия прочно закрепилась в первой десятке государств наряду с пятью странами из Латинской Америки, тремя – из Африки и одной – из Азии.

Существует множество определений коррупции, но все авторы сходятся в том, что коррупция – это злоупотребление служебным положением, положением в сфере экономики или политическим мандатом в целях извлечения или требования доставления личной выгоды и с этим связанные материальные или нематериальные убытки для общества. Во многих случаях такое злоупотребление маскируемо, что создает объективные сложности при выявлении и расследовании преступлений коррупционной направленности. Поэтому на повестку дня выступают не проблемы расследования таких преступлений, а проблемы противодействия коррупции, ее профилактики. В настоящее время в субъектах Российской Федерации разрабатываются местные программы по противодействию коррупции. В них предусматриваются различные меры, в том числе и проведение углубленных кадровых проверок соискателей на различные государственные должности. Мы считаем, что применение метода психофизиологической диагностики с использованием полиграфа позволить уменьшить приток во власть нечистоплотных чиновников.

Во всем мире особое внимание уделяется подбору персонала. В 54 странах мира при проведении кадровой проверки при поступлении на работу в органы государственной власти обязательным является проверка соискателя на полиграфе («детекторе лжи»). Что же необходимо сделать в нашей стране, чтобы можно было проверять государственных чиновников с применением полиграфа?

По мнению Ю. А. Холодного, для этого необходимо принять федеральный Закон «О полиграфе», проект которого рассматривается в Государственной Думе. Однако мы уже говорили и снова повторимся, что не может быть закона о применении какого-либо технического устройства, нельзя же серьезно говорить, например, о федеральном законе «О микроскопе» и т. п. Достаточно принять концепцию о применении полиграфа, в которой будут указаны основные направления его использования. Такая концепция уже подготовлена.

Анализ законодательства позволяет утверждать, что нет никаких препятствий для использования полиграфа при проведении кадровых проверок. Для этого достаточно принятия той или иной организацией, предприятием локального закона, в котором было бы установлено, что при приеме на определенные должности лица будут проходить психофизиологическое обследование с использованием полиграфа.

Таким образом, местная законодательная власть в лице, например, Областной Думы, должна принять в рамках имеющихся полномочий областной закон, в котором было бы четко установлено:

  • все лица, поступающие на работу в областные органы исполнительной и законодательной власти, проходят психофизиологическое обследование с использованием полиграфа;

  • перечень должностей, при поступлении на которые лицо подлежит обязательному обследованию с использованием полиграфа;

  • все кандидаты в депутаты, после регистрации в качестве депутатов, проходят психофизиологическое обследование с использованием полиграфа; результаты такого тестирования подлежат опубликованию в местной печати;

  • периодичность проведения кадровых проверок с использованием полиграфа для уже работающих чиновников; представляется, что такие проверки должны проводиться не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в пять лет;

  • возможность использования полиграфа при проведении служебных расследований.

Естественно, что принятие областных законов – это первый шаг в данном направлении и должны быть внесены соответствующие изменения в федеральный Закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 7 июля 2004 г. и Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 112. В частности, в федеральный закон предлагается внести изменения в ст. 16 «Ограничения, связанные с гражданской службой», дополнив ч. 1 п. 10 в следующей редакции: «1. Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

10) отказа в прохождении психофизиологического обследования с использованием полиграфа при поступлении на службу и при проведении плановых кадровых проверок».

Статью 44 данного закона «Кадровая работа» в ч. 1 п. 16 и 17 дополнить словами в конце текста «в том числе и путем проведения психофизиологического обследования с использованием полиграфа» (речь идет об организации проверки достоверности предоставляемых гражданином персональных данных и иных сведений при поступлении на гражданскую службу, а также оформление допуска установленной формы к сведениям, составляющим государственную тайну, и организации проведения служебных проверок). Кроме этого, ч. 1 ст. 44 дополнить п. 18 «18) организация проведения плановых кадровых проверок не реже одного раза в пять лет, в том числе с проведением психофизиологического обследования с использованием полиграфа. Плановые кадровые проверки проводятся для проверки соблюдения гражданскими служащими запретов, связанных с гражданской службой, указанных в ст. 17 настоящего закона, требований к служебному поведению гражданских служащих, указанных в ст. 18 настоящего закона, и проверки достоверности представленных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».

В Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации п. 9 изложить следующим образом: «Достоверность сведений, представленных гражданином на имя представителя нанимателя, подлежит проверке, в том числе и путем проведения психофизиологического обследования с применением полиграфа».

Однако изменения в федеральные законы в России проходят длительную процедуру, поэтому в настоящее время предпочтительнее принятие областных законов.

Принятие областного закона позволит определить и процедуру проведения такой кадровой проверке. Прежде всего, исчезает необходимость получения согласия от опрашиваемого лица: отказ от прохождения проверки автоматически влечет за собой отказ в приеме на работу. Отказ кандидата в депутаты от прохождения проверке не влечет за собой возможность его участия в выборах, однако информация в средствах массовой информации об его отказе естественно повлияет на количество полученных им на выборах голосов.

Специфика государственной службы влечет за собой и некоторую специфику тестов. К основным направлениям тестирования можно отнести:

  • выяснение мотивов поступления на службу; однако при оценке результатов необходимо учитывать, что у нас крайне редко идут работать чиновником из светлых, высших побуждений, поэтому отрицательным является результат, когда следуют реакции на криминальные мотивы;

  • криминальное прошлое;

  • склонность к употреблению алкоголя и наркотиков;

  • привязанность к азартным играм;

  • наличие преступных связей;

  • наличие близких связей с предпринимателями, занятие бизнесом.

Наличие таких связей следует оценивать отрицательно при поступлении на службу, где предусматривается контакт с предпринимателями.

При проведении плановых кадровых проверок с использованием полиграфа тесты должны отражать цели проведения такой проверки. Так, к основным направлениям тестирования при проведении плановых кадровых проверок можно отнести:

1) участие на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, осуществлять предпринимательскую деятельность;

2) приобретение ценных бумаг, по которым может быть получен доход;

3) выступление в роли поверенного или представителя по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы;

4) получение в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения);

5) выезд, связанный с исполнением должностных обязанностей, за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц;

6) использование в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средств материально-технического и иного обеспечения, другого государственного имущества, а также передача их другим лицам;

7) разглашение или использование в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

8) использование должностных полномочий в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;

9) оказание предпочтения каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам;

10) совершение действий, связанных с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей.

 

Конечно, универсальных тестов на все случаи жизни предусмотреть невозможно и все будет зависеть от уровня подготовки полиграфолога. Представляется, что назрела необходимость в проведении Всероссийской конференции по методике преподавания на курсах полиграфологов с тем, чтобы скорректировать тематические планы и часы по отдельным темам. Это позволит поднять преподавание на различных курсах на более высокий уровень, что, в свою очередь, отразится и на квалификации обучающихся.