Диагностические возможности применения наблюдения

при использовании полиграфа в кадровой работе

 

Н. А. Суздальцева

психолог ОК ОВД Магаданской области,

старший лейтенант милиции

 

В данной работе отражены наблюдения в процессе проведения кадровых проверок. Обнаружена следующая закономерность: зачастую поведение испытуемых различается в начале и конце обследования. В начале встречи испытуемые, как правило, доступны контакту, шутят, задают различные вопросы, касающиеся как исследования, так и работы специалиста-полиграфолога. Однако далее доступность контакту, как правило, сменяется напряжением, испытуемые больше молчат, дают мало вербальной информации, хотя также вежливы и исполнительны при выполнении заданий. Похоже, что испытуемые наблюдают за полиграфологом, отслеживают ситуацию, контролируют свои ответы.

С чем же связана такая закономерность изменения поведения? Конечно, требуется детальное исследование, но в качестве предположения можно дать следующее объяснение. Ситуация полиграфной проверки – это ситуация диагностики, в которой предполагается, что психически здоровый, интеллектуально сохранный испытуемый осознает, что результаты могут повлиять на решение вопроса о его трудоустройстве либо повышении по служебной лестнице, а также на исход уголовного дела, меру наказания при использовании полиграфа в раскрытии преступлений, тем самым могут значительно определить его судьбу. Однако это осознание даже у достаточно зрелой личности в полной мере может произойти не сразу. В любом случае, осознание ситуации, – это процесс, который включает в себя ориентировку, «когнитивное оценивание», в результате которого испытуемый вырабатывает тактику поведения, и возможно, в процессе всё большего понимания ситуации, эту тактику корректирует. Важным элементом ситуации является партнёр по взаимодействию, в данном случае, специалист-полиграфолог. У описываемой группы испытуемых поведение на первом этапе обследования было более непосредственным, и определялось этой общей ориентировкой, в том числе, в личности и функциях полиграфолога. Изменение и эмоционального фона, и поведения в процессе обследования – показатель того, что происходило углубление осознания серьёзности ситуации полиграфной проверки. Испытуемые пытались осмыслить свои уже данные ответы, уже произошедшее в течение обследования поведение. Поведение становилось всё менее «непосредственным», оно опосредовалось целью, которую перед собой ставил испытуемый, на её основе осуществляя саморегуляцию в том или ином виде. Фиксируя перемену тактики испытуемого, можно с большой вероятностью ответить положительно на вопрос о способности данной личности осознавать и контролировать своё поведение (свои поступки), так как важными критериями сохранности личности являются способность к опосредованию своего поведения и саморегуляции (Зейгарник, 1986). Однако такое поведение характерно для  личностно незрелых испытуемых, для которых  предварительных целевых установок по отношению к ситуации проверки и своему поведению не было, а образ психолога выступал как фигура более «безопасная», чем работодатель (при кадровой проверке), либо следователь, прокурор, судья (при раскрытии преступлений).

Таким образом, такого рода изменение в поведении в начале и конце исследования характерно для личностно незрелых испытуемых, у которых, как правило, нет предварительных целевых установок по отношению к ситуации проверки и своему поведению.

Помимо этого, имеет смысл рассматривать проверку на полиграфе как своеобразный эксперимент, позволяющий рассмотреть особенности познавательной и эмоционально-личностной сферы испытуемого, изучить его психоэмоциональный настрой. При этом важно определить скорость и чёткость усвоения инструкции, удержание логики исследования, присутствие мотивации и целенаправленности (сконцентрированность, сдержанное реагирование на замечания), опосредованность поведения и волевой контроль, а также адекватность поведения ролевым отношениям и ситуации экспертного обследования, что подтверждает адекватность самооценки испытуемого. На основании данных характеристик можно прогнозировать возможности социальной адаптации в коллективе и возможности личностного развития.

Учитывая вышеперечисленные выводы, считаю целесообразным при положительном исходе для проверяемого использовать в заключениях по кадровым проверкам следующие формулировки. Например: «Исходя из полученных реакций на предъявленные вопросы, можно утверждать, что данный сотрудник достаточно откровенен, имеет самокритичное отношение к себе и своим недостаткам, на момент проверки имеет выработанную внутреннюю мотивацию на работу. Криминальных замыслов при устройстве на данную работу не имеет. Алкогольной и наркотической зависимости, связей с преступными группировками в данном исследовании не выявлено. Имеет высокую сферу ответственности, хорошо организован как личность, имеет выраженные карьерные устремления, достаточно высокий уровень интеллекта и профессиональной квалификации. Таким образом, данный кандидат рекомендован на должность +».

Или: «В процессе исследования испытуемый проявил высокую мотивацию и целенаправленность: охотно выполнял инструкции, был сконцентрирован, сдержанно реагировал на замечания. Поведение в целом адекватно ролевым отношениям и ситуации экспертного обследования. Это подтверждает адекватность самооценки испытуемого. Одновременно с этим наблюдается опосредованность поведения, целенаправленность и волевой контроль. В качестве сильных сторон можно выделить умение ладить с людьми, добиваться желаемого, умение объективно оценивать жизненные ситуации, практичность. Таким образом, личностные качества испытуемого, а именно коммуникабельность, уверенность в себе, нацеленность на результат, на решение возникающих сложных ситуаций, а также достаточно высокий интеллектуальный потенциал благоприятно соотносятся со сферой деятельности испытуемого +».

В связи с этим специалиста-полиграфолога должна настораживать мотивационная слабость, эмоциональная неадекватность испытуемого, некритичность к своим суждениям и действиям, импульсивность, нарушения волевой регуляции, нецеленаправленность действий, неустойчивость мотивации, целеобразования, трудности при соблюдении единого плана установочного поведения, различные нарушения мышления, а также инфантильное словообразование, незрелость суждений.

Таким образом, полиграф является объективным аппаратурным методом, позволяющим диагностировать установки на обследование, создание социально желательного образа, в какой-то мере позволяет прогнозировать эффективность работы сотрудника, повышает достоверность результатов психодиагностики.

 

Литература

1. Зейгарник Б. В. Патопсихология. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.