Использование косвенных внушений

в ходе тестирования на полиграфе

 

С. В. Поповичев

руководитель направления

специальных психофизиологических исследований,

ЗАО «Группа ЭПОС»

 

Предтестовое собеседование является одним из наиболее важных элементов в получении достоверных результатов в ходе тестирования с применением полиграфа. И поскольку эта часть полиграфного тестирования представляет собой определенным образом организованное общение между полиграфистом и проверяемым, было бы логичным и понятным для его проведения использовать наработки из области наиболее эффективных коммуникативных технологий.

На сегодняшний день известно множество технологий, повышающих эффективность человеческого общения в различных сферах: в быту, политике, профессиональной деятельности. В частности, тема об использовании возможностей нейро-лингвистического программирования в ходе полиграфного тестирования уже не раз разбиралась в докладах на конференциях в
г. Сочи.
Поэтому логично рассмотреть возможность применения других коммуникативных технологий, в частности, так называемого «эриксоновского гипноза». Это было бы правомерным, потому что так же, как и в нейролингвистическом программировании одной из особенностей «эриксоновского гипноза» является мягкая, косвенная форма влияния начеловека, зачастую для него незаметная, что и сделало подобные технологии востребованными в различных жизненных сферах.

Применительно к проведению полиграфного тестирования некоторые полезные возможности «эриксоновского гипноза» можно проиллюстрировать на примерах использования так называемых «косвенных внушений» в ходе предтестового собеседования. Сам Милтон Эриксон определял «косвенные внушения» как мысль, которая дается в форме, легко принимаемой человеком, и которую он никак не может оспорить. Благодаря этому свойству мысль в большей мере воспринимается человеком как своя собственная, так что сам человек воспринимает ее для себя как очевидную и естественную. Поскольку «косвенное внушение» в большей степени ориентировано на бессознательное восприятие, оно с меньшей вероятностью запускает механизм сознательной оценки, что позволяет обходить критическое восприятие и сопротивление человека.

Это свойство «косвенных внушений» может оказаться практически важным в связи с тем, что особенности тестирования на полиграфе зачастую приводят к настороженности проверяемого, внутреннему неприятию происходящего, а также оказанию в какой-либо форме сопротивления специалисту, поэтому применение мягких, косвенных форм воздействия значительно повышает эффективность подготовки проверяемого к предстоящему тесту. Целенаправленное применение приемов «косвенных внушений» позволяет добиваться успеха в решении таких важных задач, как обеспечение должного поведения проверяемого в ходе процедуры тестирования в целом, повышение уровня смыслового восприятия задаваемых вопросов теста, усиление физиологических реакций при ложном ответе.

В специальной литературе можно найти до 20 различных приемов, относимых к классу «косвенных внушений». Для примера рассмотрим возможности применения в предтестовом собеседовании некоторых из них.

1. Афоризмы

Эффективность афоризма как элемента «косвенного внушения» заключается в том, что само внушение представляется как высказывание, с которым сложно спорить в силу его особой уместности и показательности. А ссылка на авторитетность первоисточника высказывания снижает результативность возможного сопротивления. Поэтому, если полиграфист имеет возможность привести афоризм в контексте предтестового собеседования, это эффективно усиливает восприимчивость и значимость приводимых им объяснений.

 

 

 

 

Пример

 

п/п

Афоризм

Комментарии

1

Легко… солгать… тяжело

Афоризмы эффективны как показательный и весомый аргумент при проведении беседы о том, что скрывать серьезную информацию сложно

2

Каждый дурак может говорить правду, но нужно кое-что иметь в голове, чтобы толково солгать (Сэмюэл Батлер, писатель)

3

Подсознание – то в душе, что творец из недоверия к нашему уму вывел из под контроля, – как не в нашей власти управлять сердцем или желудком (Александр Круглов, писатель)

Прекрасная и доходчивая иллюстрация при объяснении ключевого принципа работы полиграфа – человек не контролирует свои реакции, которые проистекают подсознательно и независимо от воли человека. Цитата звучит очень весомо, внушительно, значимо

4

Через замочную скважину видят всегда больше, чем через открытую дверь (Антон Лигов, педагог, писатель)

Афоризм уместен как иллюстрация того, что полиграф позволяет заглянуть во внутренний мир человека

5

Внешность обманчива, но… внутренние органы… не проведешь

Афоризмы являются примером того, что невозможно контролировать свои внутренние реакции. Особенно эффективны, когда приводятся специалистами правоохранительных органов

6

Не доверяй своему сердцу! Ведь оно… стучит… на тебя…

 

 

2. Последовательность принятия

 

Механизм косвенного внушения строится на том, что полиграфист изначально перечисляет ряд истинных утверждений, с которыми проверяемый не может не согласиться. Таким образом, у проверяемого заведомо вырабатывается установка на согласие с тем, что говорит полиграфист. И после этого полиграфист может давать внушающее утверждение, которое проверяемому сложно отвергнуть в связи с выработанной установкой на согласие.

 

 

Пример

Последовательность принятия

Комментарии

Вы знаете, что человек скрывает правду, потому что то, что он знает о самом себе, для него самого слишком опасно… И когда возникает опасная ситуация, как правило для человека это служит поводом для волнения… И когда у человека появляется повод для волнения, он начинает нервничать… И если человек нервничает, внутри него все напрягается… Поэтому… если вдруг Вам придется солгать, Ваши реакции Вас выдадут…

В примере изначально перечисляется ряд очевидных утверждений, правомерность которых сложно отрицать. Вследствие этого заключительное утверждение: «…если вдруг Вам придется солгать, Ваши реакции Вас выдадут…» – для проверяемого приобретает характер внушения, поскольку его сложно отвергнуть в связи с предварительно выработанной установкой на согласие

 

3. Внушение, охватывающее все возможности класса

Технология этого вида внушения строится на том, что полиграфист перечисляет все возможные варианты проявления того эффекта, которого необходимо добиться. При всеохватывающем перечислении полиграфист обязательно назовет хотя бы один вариант, который будет соответствовать действительности. В связи с этим, воспринимая хотя бы один из вариантов как реально возможный, проверяемый создает условия для повышения эффективности воздействия на свою психику.

Пример

 

Все возможности класса

Комментарии

Когда человек начинает врать, он невольно волнуется… у него или сбивается дыхание… или першит в горле… или изменяется голос… он или бледнеет или краснеет… у него начинает от волнения сильно биться сердце… или наоборот замирает от страха… усиливается потоотделение… может быть начинают дрожать руки… или человек смотрит как-то по другому… или происходит что-то еще, что выдает его ложь…

В примере как единое представление даются различные варианты изменения физиологии при ложном ответе. Обширность описания создает условие, при котором проверяемый воспримет хотя бы один из вариантов как реально возможный, повышая эффективность всего воздействия в целом

4. Кавычки

Технология косвенного внушения такого рода основана на том, что полиграфист представляет внушаемую мысль как чье-то высказывание в аналогичной для проверяемого ситуации. Вследствие того, что высказыванию приписывается свойство реальной действительности для проверяемого особенно сложно отвергнуть или опровергнуть встраиваемую мысль.

Пример

Кавычки

Комментарии

Мне рассказывал мой коллега о своем случае, как он проверял по краже человека. Коллега выявил, что проверяемый врет. И когда тот возвращал деньги, то признался: "Если бы знал, что на полиграфе ложь выявить так легко, ни за что бы не стал красть эти деньги»

Утверждение: «…на полиграфе ложь выявить так легко…», – представляется как высказывание одного из проверяемых. Вследствие создания представления об утверждении как о реальном факте, оно приобретает свойства косвенного внушения

 

5. Вопросы

Косвенное внушение в подобной форме основывается на том, что проверяемому задается вопрос, направленный на уточнение такого эффекта, проявление которого подразумевается как само собой разумеющееся. При этом проявление эффекта в любой форме полностью устраивает самого полиграфиста.

Пример

п/п

Вопросы

Комментарии

1

Когда Вы скрываете что-то важное, насколько сильно Вы волнуетесь?

В подобных вопросах, какой бы вариант ответа не выбрал проверяемый – вплоть до ответа «не знаю» – ответ все равно основывается на подразумеваемом утверждении о том, что независимо от желания проверяемого протекают процессы, приводящие к выявлению ложного ответа

2

Насколько трудно для Вас лгать, отвечая на вопрос, опасный по своим последствиям?

3

Что лучше выдает Вашу ложь – потоотделение или сердцебиение?

4

Если Вы начинаете что-то скрывать, это моментально становиться заметно, или не сразу?

 

6. Трюизмы

Трюизм представляет собой очевидную банальность, соответствующую действительности. Поэтому эффективность внушения, оформленного в виде трюизма, подобно афоризму, исходит из того, что рассматриваемое утверждение представляет собой очевидную истину, которую сложно оспорить.

Пример

 

п/п

Трюизмы

Комментарии

1

Можно солгать кому-то, но самому себе солгать невозможно

Очевидные банальности, с которыми сложно спорить именно в силу их заведомой истинности. И именно в силу их заведомой истинности подобные утверждения сложно отвергнуть, и они принимают форму «косвенных внушений»

2

Когда человек лжет, он невольно прилагает хоть какие-то усилия, чтобы исказить истину

 

 

В заключение хотелось бы отметить, что система «косвенных внушений» не является искусственной разработкой, поскольку стала результатом наблюдения и обобщения наиболее эффективных элементов влияния людей друг на друга в самых различных жизненных сферах. Поэтому наверняка элементы «косвенных внушений» при проведении полиграфного тестирования в той или иной степени используют все полиграфисты. И многие наверняка смогут узнать в приводимых примерах свои индивидуальные приемы работы и расширить свой арсенал профессиональных навыков за счет возможностей данного направления.