Способ формулирования контрольных вопросов,

учитывающий личностные особенности обследуемых лиц

 

В. Н. Игнаткин

сотрудник департамента оперативного обеспечения

Федеральной службы Российской Федерации

по контролю за оборотом наркотиков,

кандидат медицинских наук, доцент, полковник полиции

г. Москва

 

Адаптация личности к возмущающим воздействиям внешней среды опосредуется механизмами психологической защиты. Концепция реализации этих механизмов, разрабатывалась многими учеными (З. Фрейд, А. Фрейд, Ф. В. Бассин, Л. И. Вассерман,
Э. А. Костандов, И. М. Никольская и др.). Обобщая различные мнения, можно сказать, что механизмы психологической защиты предохраняют личность от эмоциональных перегрузок. Психологические защиты на неосознаваемом и, соответственно, непроизвольном уровне трансформируют, рационализируют (оправдывают) либо вытесняют объективное восприятие реальности, чтобы снизить тревогу и дать субъекту передышку для подготовки к новым активным действиям.
Специалисты, изучающие данный предмет, сходятся во мнении, что одна из ведущих функций психологической защиты заключается в том, чтобы способствовать сохранению «Я»-концепции и препятствовать изменению личности. Коль скоро это так, то можно сделать вывод о наличии достаточно тесной взаимосвязи между типом личности и ведущим или наиболее характерным для данного типа личности механизмом психологической защиты (Г. Келлерман, Р. Плутчик и др.). Данный вывод подтверждает и клиническая практика, в частности, при наличии у субъекта проявлений пограничных нервно-психических расстройств1, можно наблюдать, как его психологическая защита приобретает жестко фиксированный, ригидный характер, усугубляя в последующем его интрапсихический конфликт и способствуя нарастанию социальной дезадаптации (П. Б. Ганнушкин, О. В. Кербиков, Г. К. Ушаков и др.).
В таблице представлены ориентировочные соотношения типа личности с ведущим типом психологической защиты. Указанные корреляции могут варьировать в некоторых пределах, в целом не утрачивая своей значимости.
Возвращаясь к заявленной нами теме доклада, следует подчеркнуть тот факт, что в литературе неоднократно поднимался вопрос о взаимосвязи выраженности психофизиологических реакций субъекта на те или иные стимулы с особенностями его психологического склада, в частности, с уровнем тревожности, акцентуацией характера, уровнем интеллектуального развития и т. д. При этом, как ни парадоксально это звучит, попыток проследить обратную связь между психологическими характеристиками обследуемого лица, особенностями его реагирования и содержанием или способом формулирования личностно значимых2 контрольных вопросов полиграфологами практически не предпринималось. Традиционное понимание сущности контрольных вопросов сводится к тому, что «...контрольные вопросы – это вопросы относительно каких-либо деяний, на которые опрашиваемый будет давать ложные ответы или, по крайней мере, не будет уверен в правдивости и точности своего ответа» (А. М. Петров, С. Г. Мягких, С. Ю. Бессонова) или «...контрольный вопрос – это вопрос, близкий по характеру к проверочному вопросу, но менее серьезной природы, который вызывает у испытуемого сомнение в правильности или искренности ответа» (J. E. Raid, F. E. Inbau).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Соотношение типа личности

и механизмов психологической защиты

 

Тип личности, характерные проявления

Преобладающий механизм психологической защиты3

Преобладающий

дезадаптивный

компонент в структуре личности

Параноидный (чрезвычайно высокая самооценка, перфекционизм, подозрительность, ревнивость)

Проекция (приписывание собственных негативных чувств, желаний и качеств окружающим людям)

Когнитивно-поведенческий

Импульсивный (раздражительность, агрессивность)

Замещение (перенос реакции с «недоступного» объекта на другой, более «доступный» или замена неприемлемого действия на приемлемое)

Поведенчески-эмоциональный

Истерический (демонстративность, внушаемость)

Отрицание (стремление избежать новой информации, не совместимой с положительным представлением о себе)

Эмоциональный

Пассивный (робость, зави­симость, склонность к избеганию)

Подавление (тревога блокируется путем забывания обстоятельств, связанных с ней по ассоциации)
или вытеснение (тревога блокируется не за счет забывания обстоятельств, связанных с ней, а за счет вытеснения из сознания неприемлемого мотива своего поведения)

Эмоционально-когнитивный

Личность с сильным самоконтролем

Рационализация (субъективно неприемлемая часть информации преобразуется, благодаря чему собственное поведение предстает как хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам)

Когнитивный

Благодаря отдельным оригинальным работам в последнее время обозначился отход от такого понимания смысла контрольных вопросов. В частности, по мнению известных специалистов-полиграфологов Л. Г. Алексеева и Т. Ф. Трофимова (2007), «...бытующее в среде практических психофизиологов представление о сущности контрольного вопроса, особенностях его формулирования. обедняет возможности методов тестирования с помощью полиграфа, создает вакуум в их развитии». Разработанный данными авторами новый подход к формулированию контрольных вопросов учитывает оценку личностных качеств обследуемого как субъекта социальной среды 1. В своей статье авторы отмечают, что «... априори мы не знаем, какой из вопросов контрольного характера может дать опорную реакцию, относительно которой мы готовы сравнить по выраженности реакцию на проверочный вопрос... искусство эксперта состоит в том, чтобы в нужный момент выбрать и предъявить испытуемому вопрос требуемой психологической значимости».
Разделяя мнение уважаемых коллег о том, что в ходе ПФИ4 с применением полиграфа у обследуемого «...конкурируют мотивы избежания негативной социальной оценки личности и угрозы наказания...», отметим, что в данной ситуации не менее значимая роль принадлежит факторам, определяющим сохранение целостности своего «Я». По мнению Г. Олпорта, таковыми являются «... черты личности, как нейропсихические структуры, способные преобразовывать множество... стимулов, а также стимулировать и направлять ... в значительной степени устойчивые формы адаптивного и экспрессивного поведения». Процесс сохранения интегрированного «Я», как было отмечено выше, обеспечивается механизмами психологической защиты, преобладающий характер которых в значительной степени определяется типом личности человека.
Отсюда следует вывод о том, что формулировать личностно значимые контрольные вопросы специалист-полиграфолог должен, опираясь на понимание типа личности обследуемого им человека и учитывая преобладание того или иного механизма психологической защиты у данного субъекта.
Ниже приведены примеры возможных формулировок контрольных вопросов, учитывающих упомянутые особенности обследуемых лиц.
Для личности параноидного типа:
«Вам знакомо чувство измены со стороны близких людей?»;
«Это правда, что Вы занимаете должность начальника отдела только благодаря Вашим родственным связям?»;
«Я буду прав, если скажу, что Вы скрытный, завистливый и лживый человек?»5
Для личности импульсивного типа:
«Вы часто обижали (били) слабых и беззащитных, боясь вступить в ссору с более сильными соперниками?»
Для личности истерического типа:

«Вам часто говорили о том, что Вы неправильно ведете себя в коллективе?»;

«Я буду прав, если предположу, что никто из Ваших сослуживцев не отзовется о Вас как о хорошей подруге?»
Для личности пассивного (тревожного) типа:

«Вы пошли бы на кражу (либо другое преступление), если бы точно знали, что Вы не оставите никаких улик на месте преступления?»

Апробирование личностно значимых контрольных вопросов проводилось нами как в целевых работах, так и при оценке благонадежности персонала. Практика показывает, что сочетанное применение контрольных вопросов в традиционной формулировке и вопросов, учитывающих типологию личности и психологической защиты, повышает эффективность психофизиологического исследования с применением полиграфа.

 

Выводы:

  1. Психофизиологическое исследование, по определению, предполагает изучение того, как на протекании физиологических процессов человека отражаются его внутренние переживания. Изменчивость состояния психики обследуемого лица, не обусловленная внешней стимуляцией, является постоянным источником «помех» при проведении ПФИ. Отсюда вытекает необходимость «привязать» к чему-либо постоянному, в известной степени «унифицировать» физиологические реакции обследуемого человека. Такой точкой «привязки» является устойчивое сочетание нейропсихологической структуры личности, т. е. ее черт, с присущими ей механизмами психологической защиты.

  2. Таким образом, одним из возможных способов снижения интенсивности упомянутых выше «помех» ПФИ является предлагаемый нами подход к использованию личностно значимых контрольных вопросов.

 

Литература

 

1. Алексеев Л. Г., Трофимов Т. Ф. Социальная адаптация в рамках методики контрольных вопросов / Л. Г. Алексеев,
Т. Ф. Трофимов // Вестник полиграфолога. № 1. 2007. С. 13-21.

2. Хэссет Дж. Введение в психофизиологию. – М.: Мир, 1981.

1 Неврозы, невротическое развитие личности, формирование аномалий характера или психопатий и т. п.

2 Термин «личностно значимые контрольные вопросы» предложен нами в связи с тем, что традиционная формулировка контрольных вопросов преимущественно актуализирует у обследуемого лица ситуативную составляющую того или иного события.

3 Автор отдает себе отчет в том, что в таблице приведены лишь основные механизмы психологической защиты. По литературным данным, они представлены значительно шире. Выделяют следующие виды защит: перемещение, обратное чувство, идентификация с агрессором, аскетизм, изоляция аффекта, регрессия, сублимация, расщепление, проективная идентификация, всемогущество, девалюация, идеализация, реактивное образование, интроекция, уничтожение, аутоагрессия, сновидение, отчуждение, фантазирование, катарсис, заговаривание, инсценирование реакции.

4 Психофизиологическое исследование

 

5 Формулировка вопроса предложена В.Н. Федоренко